В рамках формирования единой системы оценки условий труда разработан Проект федерального закона «О специальной оценке условий труда». Проект разработан с целью определения профессиональных рисков работников на основе идентификации опасностей, связанных с воздействием факторов производственной среды и трудового процесса, и оценки уровня их воздействия на организм работника с учетом эффективности мер защиты.
В соответствии с законопроектом специальная оценка условий труда распространяется на все процедуры в сфере охраны труда, которые обязательны для реализации всеми работодателями и предполагают привязку к реальным условиям труда на рабочих местах (предоставление работникам компенсаций за работу во вредных и (или) опасных условиях труда, обеспечение работников средствами индивидуальной защиты, проведение медицинских осмотров работников, занятых во вредных и (или) опасных условиях труда), а также на работодателей, на рабочих местах которых заняты работники, имеющие право на досрочное пенсионное обеспечение.
Проектом федерального закона определяется порядок проведения специальной оценки условий труда, требования к организациям и экспертам, осуществляющим специальную оценку условий труда, критерии определения условий труда на рабочих местах и уровней профессиональных рисков.
Кроме того, проектом федерального закона предполагается дополнение трудового законодательства Российской Федерации положениями, требующимися для реализации работодателями, использующими труд наемных рабочих, чьи профессии предусмотрены Списками № 1 и № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, утвержденными постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10, права на освобождение от уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации по дополнительным тарифам, предоставленного Федеральным законом от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».
С целью сохранения преемственности в реализации действующей на сегодняшний день уже свыше 20 лет процедуры оценки условий труда, в том числе, в части накопления информации о состоянии условий труда в Российской Федерации, исключения дополнительных финансовых расходов работодателей предлагается установление переходного периода после вступления в силу законопроекта на срок до 31 декабря 2015 года.
Одновременно, в целях приведения законодательства Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом «О специальной оценке условий труда» проектом федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда»» предусматривается внесение изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации, ряд базовых федеральных законов пенсионного законодательства, федеральные законы «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваниях» и иные.
Суть законопроекта: независимая организация проводит специальную оценку условий туда и выносит вердикт к какому классу условий труда относится то или иное рабочее место, от этого будет зависеть сумма дополнительного тарифа, которую работодатель вносит в Пенсионный фонд за льготников, которые раньше уйдут на пенсию. Предполагается четыре класса: оптимальные условия труда, допустимые, вредные и опасные.
Напомним, что с этого года введен дополнительный тариф страховых взносов в ПФР за особые условия труда. На сегодняшний день действуют так называемые списки вредности 1 и 2 плюс несколько дополнительных. По списку №1 (наиболее опасные профессии) сейчас платится дополнительно четыре процента от фонда зарплаты, по списку №2 - два процента. С каждым годом тариф будет увеличиваться (к 2015 году - до одиннадцати процентов по списку №1). Но если работодатель будет улучшать условия труда и снижать вредные и опасные факторы, то дополнительный тариф будет уменьшаться. А в случае, если условия труда окажутся оптимальными или допустимыми, он может даже опуститься до нуля.
На сегодня в России проводиться аттестация рабочих мест по условиям труда. Это по сути то же самое, что и специальная оценка условий труда. Поэтому Минтруд предлагает ввести ее в зачет. То есть те предприятия, которые уже провели аттестацию (а это 5 миллионов рабочих мест) и получили на ближайшие 5 лет "визу", могут до окончания срока аттестации спецоценку не проводить. По мнению замминистра труда и социальной защиты Сергея Вельмяйкина, "принятие этого законопроекта будет экономически стимулировать работодателя улучшать условия труда".
Справка.
По экспертным оценкам, в России 54,6 процента работающего населения трудится во вредных и опасных условиях труда. 12,5 миллиона рабочих мест считаются вредными. 1,9 миллиона человек трудятся на опасных производствах (список N1), 2,8 миллиона человек - на вредных производствах (список N2). Еще примерно 400 тысяч человек трудятся по так называемым "малым" спискам вредности. Коме того, имеют льготный выход на пенсию врачи и учителя, работающие в сельской местности, а также северяне.
2 сентября 2013